ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ
«Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны»
Шахматы – это гениальная, увлекательная интеллектуальная игра.
Для чего нужны шахматы и нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию, это спорт, но не физический, а умственный и отличная подготовка к школе.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше.
Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира, а потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Часто родители сегодня испытывают недостаток времени, чтобы заниматься с ребенком дома, не имеют навыков игры в шахматы и могут не заметить склонность своего ребенка к данному виду деятельности. В детском саду, где дети проводят большую часть времени, внимательный воспитатель увидит и поможет реализовать внутренний потенциал маленьких шахматистов, осторожно дозируя и бережно направляя их деятельность, и начнет растить будущих гроссмейстеров, ведь многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном детстве: Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Актуальность также обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Некоторые дети плохо ориентируются на плоскости, непоседливы, что создает сложности в обучении. Эти и многие другие проблемы можно решать в детском саду с помощью обучения детей игре в шахматы.
Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям
. 4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредоточиваться на одном виде деятельности.
Таким образом, шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Игра развивает логику и пространственное воображение, память, внимание способствует формированию усидчивости и целеустремленности, характера и воли, эмоционального интеллекта и интуиции, учит мыслить нестандартно. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, приучает к самостоятельности и ответственности.
Развитию способности к обучению интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Здесь творчество соседствует со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. Шахматные правила достаточно просты и доступны, а игра увлекательна для детей: на шахматной доске сражаются два войска - белое и чёрное, и дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но, вместе с тем, ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний: вначале они изучают правила игры, затем учатся составлять план игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать спутником ребенка на всю жизнь, а в семье появится новый вид проведения совместного досуга.
Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
Первенство МБДОУ №32 по шахматам
Главный судья- Димитрюк Анна Ивановна
ФИО |
1 тур |
2 тур |
3 тур |
4 тур |
5 тур |
6 тур |
Очки |
Шведова Ульяна |
|
01 |
10 |
00 |
-1 |
11 |
5 |
Куянова Настя |
10 |
|
½ 1 |
10 |
11 |
11 |
7 1/2 |
Гусев Илья |
01 |
½ 0 |
|
00 |
10 |
11 |
4 1/2 |
Невзоров Максим |
11 |
01 |
11 |
|
1 |
11 |
9 |
Скитальцева Ксения |
0- |
00 |
01 |
00 |
|
00 |
1 |
Тетерина Соня |
00 |
00 |
00 |
00 |
11 |
|
2 |