Печать
Категория: Новости
Просмотров: 230

           

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

                            «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны»

       Шахматы – это гениальная, увлекательная интеллектуальная игра.

Для чего нужны шахматы и нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию, это спорт, но не физический, а умственный и отличная подготовка к школе.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше.

Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира, а потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Часто родители сегодня испытывают недостаток времени, чтобы заниматься с ребенком дома, не имеют навыков игры в шахматы и могут не заметить склонность своего ребенка к данному виду деятельности. В детском саду, где дети проводят большую часть времени, внимательный воспитатель увидит и поможет реализовать внутренний потенциал маленьких шахматистов, осторожно дозируя и бережно направляя их деятельность, и начнет растить будущих гроссмейстеров, ведь  многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном детстве: Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Актуальность также обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Некоторые дети плохо ориентируются на плоскости, непоседливы, что создает сложности в обучении. Эти и многие другие проблемы можно решать в детском саду с помощью обучения детей игре в шахматы.

      Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

. 4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредоточиваться на одном виде деятельности.

     Таким образом, шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Игра развивает логику и пространственное воображение, память, внимание способствует формированию усидчивости и целеустремленности, характера и воли, эмоционального интеллекта и интуиции, учит мыслить нестандартно. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, приучает к самостоятельности и ответственности.

       Развитию способности к обучению интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Здесь творчество соседствует со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки.  Шахматные правила достаточно просты и доступны, а игра увлекательна для детей: на шахматной доске сражаются два войска - белое и чёрное, и дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но, вместе с тем, ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний: вначале они изучают правила игры, затем учатся составлять план игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать спутником ребенка на всю жизнь, а в семье появится новый вид проведения совместного досуга.

        Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

      Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Первенство МБДОУ №32 по шахматам

Главный судья- Димитрюк Анна Ивановна

ФИО

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

Очки

Шведова Ульяна

 

01

10

00

-1

11

5

Куянова Настя

10

 

½ 1

10

11

11

7 1/2

Гусев Илья

01

½ 0

 

00

10

11

4 1/2

Невзоров Максим

11

01

11

 

1

11

9

Скитальцева Ксения

0-

00

01

00

 

00

1

Тетерина Соня

00

00

00

00

11

 

2